Mazda RX-500 — уникальный концепт-кар с роторным двигателем 1970 года выпуска
Эта модель символизировала успешное развитие технологий роторных двигателей, применяемых компанией Mazda, и долгое время оставалась одним из самых ярких примеров японского автомобильного дизайна конца XX века.

Осень 1970-го стала временем удивления публики на Токийской автомобильной выставке. Стенд маленькой компании Mazda затмил гигантскую экспозицию концерна Toyota, несмотря на лидирующую позицию последнего на автомобильном рынке Японии. Вместо очередного серийного автомобиля Mazda представила нечто необычное — футуристический концепт-кар, воплощающий самые смелые инженерные идеи своего времени.
Этот спортивный родстер весит всего 850 кг, однако оснащен мощным роторным двигателем Ванкеля мощностью 250 л.с., способным развивать обороты вплоть до невероятных 14 тыс. об/мин. Несмотря на скромный рабочий объём менее 500 см³, машина способна разгоняться до впечатляющих скоростей свыше 200 км/ч.
Внешность концепта также поражала воображение зрителей. Передняя часть имела ярко выраженный клиновидный дизайн, широко распространённый среди автомобилей тех лет, резко сужающийся кузов плавно переходил в широкую кормовую секцию. Двери-купе выполнены в стиле «бабочка», распахиваясь под наклоном вверх, создавая впечатление крыльев насекомого. Задний отсек закрыт оригинальным «чайковым крылом», которое открывает доступ к двигателю, запасному колесу и радиаторам системы охлаждения.
Особое внимание заслуживает система задних фонарей, расположенных по периметру кузова. Во время ускорения они излучают зелёный свет, при замедлении переключаются на жёлтый, а при резком торможении начинают гореть красным цветом. Такая инновационная идея напоминает трехцветный сигнал светофора, обеспечивая информативность для водителей сзади.
Концепт RX-500 стал настоящей сенсацией, вызвав восторг у традиционно спокойных японцев. Сам факт создания мощного роторного двигателя был рискованным предприятием — подобные двигатели считались сложными и ненадёжными, но инженерам Mazda удалось преодолеть технические трудности и обеспечить заявленный ресурс мотора до 100 тыс. км.
Помимо технических характеристик, внешний вид RX-500 тоже подчёркивал её уникальность. Автомобиль выглядел словно прототип космического корабля из научно-фантастического фильма. Немецкий автопроизводитель Mercedes-Benz ранее предпринял попытку создать подобный автомобиль, но единство ограничилось лишь формой корпуса.
История сотрудничества Mazda с роторными двигателями началась ещё раньше, в начале 1960-х годов, когда компания приобрела лицензию у немецкой фирмы NSU за сумму около одного миллиона долларов. Этот шаг позволил специалистам Mazda разработать надёжные и эффективные роторные двигатели, получившие известность под названием «rotary cars».
Интересная деталь истории RX-500 заключается в редкости её публичных выступлений. За всю историю существования концепция демонстрировалась публике всего четыре раза: премьера прошла в Токио в 1970-м, далее последовали выставки в Хиросиме (2004), Токио (2005) и фестиваль скорости в Гудвуде (2014). Долгое время считалось, что каждая демонстрация представляет собой новую версию машины, однако на самом деле речь идёт об одной и той же модели, которая перекрашивалась специально для каждого мероприятия — сначала в зеленый, затем желтый и позже серебристый цвета.
Источник: DZEN.RU