Как сильно вырастут цены на АЗС в 2025 году. Неутешительные прогнозы / Яподбор

Как сильно вырастут цены на АЗС в 2025 году. Неутешительные прогнозы

По прогнозам эксперта Чередниченко, в 2025 году стоимость бензина может вырасти на 15%. Аналитики считают, что вероятность повышения цен на бензин и дизельное топливо в 2025 году высока. Однако есть шанс избежать роста цен на АЗС.

В декабре розничные цены на бензин начали расти быстрее. К середине месяца рост составил 0,48%. В конце ноября этот показатель был 0,3%. С начала 2024 года цены на бензин выросли на 10,3%, а общая инфляция по оценке Росстата составила 8,76%. На топливном рынке России сложилась необычная ситуация. По данным Росстата, с 3 по 9 декабря 2024 года потребительские цены на бензин выросли на 27 копеек — до 60,14 рублей за литр.

Например, средняя стоимость АИ-92 увеличилась на 25 копеек и теперь составляет 54,8 рубля за литр. Бензин марки АИ-95 подорожал на 27 копеек — до 59,98 рублей за литр. Цена на АИ-98 выросла до 81,83 рублей за литр, что на 38 копеек больше. Потребительские цены на дизельное топливо в России выросли на 0,4% с 3 по 9 декабря. Рост цен на бензин наблюдается в 79 регионах России. В Москве и Санкт-Петербурге стоимость топлива увеличилась на 0,5% и 0,7% соответственно.

По данным Московской топливной ассоциации (МТА), в столице бензин марки АИ-92 можно приобрести в среднем по цене от 55,37 рублей за литр (рост на 0,31), марки АИ-95 — от 61,33 рубля (рост на 0,39), марки АИ-100 (вместо АИ-98) — от 84,33 рублей (рост на 0,41).

Несмотря на то, что экспорт был открыт досрочно, биржевые цены на топливо в России снизились. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), бензин и дизель подешевели в декабре на 6–8%. Причина — низкий зимний спрос и увеличение переработки нефти.

Вероятность дальнейшего роста — очень высокая
Как рассказал доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Чередниченко в интервью корреспонденту Autonews.ru, влияние рыночных условий на стоимость топлива в настоящее время неоднозначно.

С одной стороны, после введения запрета на экспорт в течение длительного времени оптовые цены снижались, что привело к насыщению рынка. Это вызвало инерционный эффект: после отмены запрета оптовые цены на топливо не выросли.

С другой стороны, учитывая, что маржа розничных игроков не превышает 7% и не позволяет им получать достаточную прибыль, вероятность роста цен на все виды топлива в розничном сегменте очень высока, подчеркнул эксперт.

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман также считает отмену запрета на экспорт одной из причин возможного роста цен на топливо в России. Однако в настоящее время этому препятствуют сезон низкого спроса и действие демпферного механизма.

Временный запрет на экспорт бензина за пределы ЕАЭС был введён в России с 1 марта. Эмбарго было отменено летом, что привело к росту цен на топливо, который не прекратился после возобновления запрета.

Дополнительные издержки для нефтяников
В 2025 году на стоимость топлива может повлиять двукратное увеличение акцизов и повышение налоговой нагрузки для всех компаний, занимающихся добычей нефти. Об этом сообщил Чередниченко.

Эксперт отметил, что отмена запрета на экспорт будет действовать только два месяца. За это время, вероятно, оптовые и розничные продавцы попытаются компенсировать недополученную прибыль за счёт повышения цен. По словам Чередниченко, эти факторы могут привести к росту цен, который опередит инфляцию.  Однако такой подход противоречит целям правительства и Центрального банка, которые уже долгое время борются с инфляцией.

Сергей Терешкин, основатель и руководитель маркетплейса нефтепродуктов и сырья Open Oil Market, считает, что двукратное увеличение акцизов приведёт к дополнительным расходам для нефтяных компаний. Это, в свою очередь, может привести к новому росту цен. Эксперт уверен, что этого можно избежать, если власти примут дополнительные меры для производителей бензина и дизельного топлива.

Контрмеры со стороны государства
По мнению Антона Шапарина, вице-президента Национального автомобильного союза, в следующем году стоимость бензина в России будет зависеть исключительно от государственной политики. В первую очередь это касается изменений в системе налогообложения.

В 2024 году были внесены поправки в Налоговый кодекс, которые предполагают повышение акциза на бензин пятого класса на 14% (с 15 048 до 17 088 рублей за тонну) и на дизельное топливо на 16% (с 10 425 до 12 120 рублей за тонну).

«Государственное регулирование в этой сфере работает слишком мягко, и этого явно недостаточно. Цены на топливо растут, и если власти не вмешаются, ситуация будет только ухудшаться. Государство тратит триллионы рублей на поддержку нефтяников, хотя возникает вопрос, кто кого должен поддерживать. Без кардинальных мер, я считаю, рост цен на бензин в следующем году составит около 15%», — отметил эксперт.

Также Чередниченко прогнозирует, что в ближайшее время государство примет контрмеры. По его словам, они будут направлены на то, чтобы цены на топливо росли плавно, в соответствии с уровнем инфляции в экономике.

Источник: AUTONEWS.RU