Великий дизайнер Marcello Gandini 1938–2024
Великий дизайнер Lamborghini, Lancias и многих других автомобилей скончался в возрасте 85 лет. “Я вполне доволен возможностями, которые у меня были”, — написал Марчелло Гандини автору в интервью по электронной почте в 2016 году.
Это были потрясающие возможности. Среди них были суперкары Lamborghini Miura и Countach, удивительный шоу-кар Alfa Romeo 33 Carabo.
Гандини рано признали гением. Ему было еще за двадцать, когда он сменил Джорджетто Джуджаро на посту главного дизайнера Bertone в 1965 году. Но он не был подавлен ответственностью, возложенной на его плечи. «У меня был довольно значимый опыт работы над несколькими проектами — как личными, так и с компанией Marazzi, — поэтому я не беспокоился о том, что не смогу выполнить их», — вспоминал он.
C/D: Какая часть вашей работы самая сложная?
MG: Отвечать на вопросы журналистов!
C/D: Вам было за 20, когда вы стали главным дизайнером Bertone; чувствовали ли вы, что оказались не в своей тарелке?
MG: Нет, у меня был довольно релевантный опыт работы над несколькими проектами — некоторыми личными, а некоторыми с компанией Marazzi, — поэтому я не беспокоился о том, что не смогу выполнить их. Просто график был очень плотным для трех совершенно новых проектов, которые нужно было завершить к Женевскому автосалону в марте 1966 года.
C/D: Ваш предшественник, Джорджетто Джуджаро, не захотел работать с вами. Почему?
MG: Когда я впервые встретился с Нуччо Бертоне и представил ему несколько своих рендеров, он, казалось, был весьма впечатлен и сказал, что скоро мы всё обсудим. Но он этого не сделал. Несколько месяцев спустя я встретил Бертоне на берегу моря, и он, казалось, смутился, увидев меня. Он упомянул, что если возьмет меня на работу, то потеряет своего постоянного дизайнера.
C/D: С чего вы начинаете новый дизайн? Есть ли какой-то элемент, который вы устанавливаете в первую очередь?
MG: Это будет зависеть от краткого изложения и от того, что нужно сделать. Но чаще всего начинать нужно с компоновки в целом, имея в виду технические характеристики и расположение трансмиссии.
C/D: Насколько сложно преобразовать двумерные чертежи в удовлетворяющие требованиям трехмерные модели и, в конечном счете, автомобили?
MG: Двумерность — это всего лишь представление образа в вашем уме, который уже является трехмерным. Возможно, сложнее представить то, что вы представляете, на бумаге.
C/D: Miura и Countach радикально отличаются. Вы спроектировали оба. Что вы предпочитаете?MG: Лично у меня нет предпочтения одного перед другим. Это были проекты, отражающие время и развивающиеся тенденции в дизайне.
C/D: Есть ли у вас какой-то дизайн, который, по вашему мнению, недооценен?
MG: На этот вопрос трудно ответить. Но лично мне больше всего нравится Lancia Stratos HF, для которой я отвечал не только за дизайн кузова, но также за шасси и аспекты компоновки. Это был самый удовлетворяющий проект.
C/D: С другой стороны, есть ли среди ваших дизайнов что-то, что, по вашему мнению, переоценено? Что люди считают лучше, чем вы делаете?
MG: Это судить другим.
C/D: Говорят, что вас больше интересуют архитектура, строительство и механическая составляющая транспортных средств. Можете ли вы отделить дизайн от механической составляющей?
MG: Я считаю, что вы не можете. На самом деле, это, пожалуй, один из самых важных аспектов дизайна, и самые захватывающие формы всегда следуют за функциональностью.
C/D: Вы спроектировали много экзотических автомобилей. Вы когда-нибудь водили какие-нибудь из разработанных вами экзотических автомобилей? Были ли вы так же довольны тем, как они двигались, как и тем, как выглядели?
MG: Нет. Я предпочитаю практичные автомобили для личного пользования.
C/D: Может ли дешевая машина быть такой же привлекательной, как дорогая?
MG: Да, это возможно. Внешний вид или дизайн должен соответствовать тому, что представляет собой автомобиль.
C/D: Помимо автомобилей, что вам больше всего понравилось разрабатывать?
MG: Вертолеты, грузовики и мотоциклы.
C/D: Каким еще дизайнером, если таковой имеется, вы восхищаетесь?
MG: Несколькими, но, пожалуй, самым впечатляющим был Фламинио Бертони и его проекты для Citroën. (Среди блестящих творений Citroën Бертони были Traction Avant, 2CV, DS, H Van и Ami — Прим.Ред.)
C/D: Была бы Lancia Stratos лучше, если бы ее оснащали четырехцилиндровым двигателем Abarth от Аурелио Лампреди?
MG: Я полагаю, что да, поскольку четырехцилиндровый двигатель Abarth был легче и мощнее, чем V-6.
C/D: Что это за «шестиугольники»?
MG: Это был способ охарактеризовать функциональные элементы, такие как решетка радиатора.
C/D: Как вы придумали эффектную заднюю колесную арку Countach?
MG: Этот стиль арки заднего колеса впервые был использован в концепт-каре Lancia Stratos Zero. Колесные арки — важный элемент дизайна автомобиля, и поэтому разработать что-то особенное — всегда интересное занятие.
C/D: Вы спроектировали множество Lamborghini, но только один Ferrari, Dino 308GT4 1973 года выпуска. Хотели бы вы создать больше Ferrari?
MG: Я вполне доволен теми возможностями, которые у меня были.
C/D: Оглядываясь назад, есть ли что-нибудь, что вы сделали бы по-другому?
MG: Безусловно, как и большинство людей!
Благодарим Marzia Gandini за расшифровку и перевод ответов ее отца на наши вопросы.
Дизайн Гандини отличался непредсказуемостью. Miura в 1960-х была пышной и соблазнительной, в то время как ее преемник в 1970-х, Countach, был угловатым и почти сердитым. Общим для всех его проектов было то, что они были тесно связаны с механической основой автомобиля. Например, в оригинальном седане BMW 5-й серии от Гандини практически не осталось «лишнего металла», кроме того, который необходим для размещения салона, багажника и двигателя.
Хотя Гандини запомнится своей экзотикой, он также рисовал различные товары, от мебели до вертолетов. В конце концов, он не ездил на той экзотике, которую задумал и исполнил. «Я предпочитаю практичные автомобили для личного пользования», — говорил он.
Автор статьи: JOHN PEARLEY HUFFMAN
Источник и ссылка на статью: CarAndDriver.com