Заправил бензин в бак дизельного автомобиля — что будет и что делать?
Что будет, если заправить дизель бензином — очень интересный вопрос. Водители со стажем скорее всего знают ответ. Но тем, у кого совсем небольшой опыт в данной сфере, эта тема может быть полезна.
Привычки или банальные ошибки.
Бывает такое, что при переходе с автомобиля с бензиновым ДВС на машину с дизельным по привычке случайно заправляешься бензином. Либо же банальная ошибка заправщика, чаще ошибаются как раз таки в другую сторону – заправляют дизель бензином, поскольку «дуло» дизельного пистолета зачастую шире горловины бензинового бака. Персонал конечно признает ошибку и вызовет фирменную бригаду экстренной помощи. Крупные топливные компании, оказывается, готовы к оперативному решению таких проблем невдалеке от больших городов. Мастера осушат всю топливную систему, промоют топливный тракт, затем бак наполнят правильным горючим до полного – за счет заведения. Но на все процедуры уйдет по меньшей мере около четырех часов, зато машина будет спасена.
Но допустим такой вариант, что всё же вы уехали с заправки, будь-то ваша ошибка или заправщика, необходимо точно знать, что может произойти. Хотя внешние симптомы достаточно заметны — двигатель, скорее всего, станет дергаться и тарахтеть сильнее обычного. При этом упадет мощность, а выхлоп начнет планомерно уничтожать нейтрализатор отработавших газов — при сгорании неправильной смеси получается и неправильный набор продуктов сгорания.
В первую очередь нужно разобраться, в чем разница между дизельным и бензиновым двигателем.
Отсюда легко понять, почему для каждого из них используется свое топливо. Причина простая — разный принцип сгорания топлива:
— В бензиновом ДВС для воспламенения топливовоздушной смеси нужна искра. Она обеспечивается свечой зажигания.
— В дизельном двигателе самовоспламенение происходит за счет сильного сжатия, которое гораздо выше, чем в бензиновом. Давление достигает 30-50 бар.
Разница между двумя видами двигателя понятно. Теперь разберемся с топливом. Плотность солярки выше, чем плотность бензина, и есть вероятность, что насос сначала будет черпать из бака именно остатки солярки, а потому с автомобилем сразу ничего не произойдет (с бензиновыми машинами ситуация обратная – ошибочно залитая солярка в систему приходит мгновенно).
Бензин в двигателе, предназначенном для работы на дизтопливе, будет сжигаться не в те сроки, которые необходимы. Это может привести к повреждению двигателя. Если вовремя спохватиться и выключить мотор, то большой беды не случится. Если не реагировать, то первый удар на себя примет ТНВД — насосы этого типа очень чувствительны к качеству топлива. Следующей вы приговорите систему впрыска. У распространенной системы впрыска топлива Common Rail здоровье сильно зависит от смазывающих свойств топлива, бензин ей противопоказан. Двигателю также не понравится присутствие в смеси инородных углеводородов – управляющая электроника сойдет с ума, стабильность работы нарушится. Возможные последствия – самые разнообразные.
Что нужно делать, если бензин всё же залили в дизель?
Если в пустой 50-литровый бак влили 10 л бензина и это вовремя обнаружено, можно долить 40 л солярки – эксперты утверждают, что дизель такую смесь переварит, если не напрягать его высокими оборотами (а пропорция 1:10 вообще не критична). По мере опустошения бака без промедления доливаем правильного топлива — и так постепенно изводим бензин. Не помешает и присадка для повышения цетанового числа – она смягчит все негативные процессы.
Если же бензина больше, чем солярки, проблему лучше решать, не пытаясь пустить двигатель даже для того, чтобы отъехать в сторонку от раздаточной колонки. Необходимо вызвать эвакуатор и отправиться на СТО, где проведут чистку топливной системой. При своевременном обнаружении ошибки можно отделаться промывкой бака, топливных магистралей и заменой фильтра. В этом аспекте дизель чуть более вынослив, чем бензиновый мотор. Да, эвакуатор — время, нервы, деньги, но можно сказать, что это самый благоприятный вариант.
Как ни странно, но есть обратная сторона медали, а именно добавление малого количества бензина в дизельное топливо умышленно, что же будет?
Разберем, что будет, если бензин залить в дизель в небольшом количестве. Малые порции безвредны и даже полезны. Бензин действует как антигелевая присадка, т. е. снижает температуру застывания.
Многие автомобилисты активно добавляют бензин в дизель во время холодов, в частности в первые заморозки, когда летнее дизтопливо уже начинает парафинизироваться и замерзать. Это позволяет продолжать движение, пока не появится возможность заправиться дизельным топливом подходящей марки.
Вывод для обоих случаев идентичен: мотор сразу не умрет.
При своевременном обнаружении ошибки можно отделаться промывкой бака, топливной магистрали и заменой фильтров. Для дизеля «сервисмены» непременно предложат также углубленную чистку насоса и форсунок и чего-нибудь еще. Это не имеет смысла, если двигатель работал на бензине буквально пару секунд, так что не поддавайтесь на уговоры.
Но если проявить упорство и ехать, несмотря ни на что, то вполне можно добиться смерти двигателя и топливных агрегатов. Чего, конечно же, мы никому не желаем заправлять дизель бензином.
И ещё раз, самый неопасный вариант, когда в бак с дизтопливом попало небольшое количество бензина — до 10 л, если бак имеет объем 50 л. (пропорция 1:10 вообще не критична). В таком случае по мере расходования топлива нужно постепенно дозаправляться дизтопливом. Когда бензин целиком заполнил бак, нужно как можно быстрее остановиться, слить горючее и прочистить топливную систему. Тогда вы сможете избежать серьезных последствий и дорогостоящего ремонта. И, на всякий случай, всегда читайте чеки АЗС.