Новые правила расчета утильсбора. Уход с рынка серых перекупщиков? С 1 мая премиальные б/у машины могут подорожать на 25% / Яподбор
+7 (495) 159-39-20

Новые правила расчета утильсбора. Уход с рынка серых перекупщиков? С 1 мая премиальные б/у машины могут подорожать на 25%

С 1 мая подержанные машины премиум-класса могут подорожать на четверть. Новая система расчета утильсбора для автомобилей, ввезенных из ЕАЭС, повысит их стоимость в среднем на 25%.

Российское правительство намерено внести изменения в расчет утилизационного сбора для автомобилей, импортируемых из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Новые правила предполагают учет расходов покупателей, что должно сделать невыгодной практику использования серых схем растаможки в Белоруссии и Киргизии. Если автомобиль был приобретён по низкой цене в одной из стран ЕАЭС, владельцу придётся доплачивать значительную сумму утилизационного сбора при регистрации машины в России, что ликвидирует преимущества текущих схем.

Проект соответствующего постановления разработан Министерством промышленности и торговли РФ. Согласно этому документу, автовладельцам теперь понадобится предъявить не только договор купли-продажи, но и дополнительные финансовые документы, такие как счета-фактуры, спецификации, пассажирские таможенные декларации, упаковочные листы, транспортировочные накладные, бухгалтерская документация, налоговые отчёты, сертификаты происхождения товаров и прочее. Эти сведения будут проверены на соответствие с опубликованными Минпромторгом ценами на автомобили. Если расходы окажутся заниженными, владельцы будут обязаны возместить разницу.

Без предоставления полного пакета документов размер утилизационного сбора составит более 60% от средней стоимости автомобиля. В результате цена на подержанные автомобили премиум-сегмента может возрасти на 20-25%. К примеру, трёхлетний BMW, привезённый из Белоруссии, подорожает приблизительно на 1 миллион рублей.

Новые правила планируется ввести в действие с 1 мая 2025 года, что, по мнению экспертов, приведёт к значительному сокращению деятельности серых перегонщиков автомобилей из Белоруссии и Киргизии.

Согласно предложенным изменениям, формула расчёта утилизационного сбора будет выглядеть следующим образом:

УС = УС ед + (Рс – Cз) × 0,5

УС ед — базовый утилизационный сбор, Рс — средняя стоимость автомобиля согласно перечню Минпромторга, а Cз — фактические затраты владельца на покупку машины.

Популярность серых схем стала особенно очевидной в 2023 году, когда из-за разницы в порядке начисления таможенных пошлин между странами ЕАЭС возникли возможности для обхода системы. Несмотря на общие ставки таможенных сборов, разница в налоговом режиме (например, в части НДС) позволяла некоторым странам предлагать более выгодные условия для растаможки автомобилей.

Первоначально предпринятые в апреле 2024 года попытки уравнять ситуацию путем корректировки ставок акциза и НДС лишь частично решили проблему, поскольку серые поставщики продолжили использовать лазейки в законодательстве. В частности, в Белоруссии существует программа скидок для отдельных категорий граждан, что позволяет продавцам получать выгоду от оформления автомобилей на этих людей. В Киргизии же используется практика занижения стоимости автомобилей в документах, что также делает растаможку выгоднее.

Предполагается, что введение новых мер позволит сократить объем серого импорта автомобилей и выровнять условия конкуренции на рынке. Однако аналитики предупреждают, что изменение правил может привести к повышению цен на некоторые модели автомобилей, что скажется на доступности транспорта для конечного потребителя.

Источник: IZ.RU